Экология Геленджика и Дивноморска

Современные технологии на службе природы

Суббота, 18.05.2024, 10:08

| RSS | Главная |

Главная » 2010 » Декабрь » 28 » Рождество на Западе: истоки и традиции
09:07
Рождество на Западе: истоки и традиции
Праздник Рождества - важнейший религиозный праздник западного христианства, формирующий годовую циклическую систему вместе с другими христианскими праздниками - Пасхой и Пятидесятницей. Все эти праздники отмечаются и в восточном (православном) христианстве. Отличие состоит лишь в том, что в православии важнейшим праздником является Пасха - праздник Воскресения Христова. В этом плане православная церковь оказывается ближе к первым христианам - те сначала вообще не знали праздников, готовясь к концу света, а потом установили в своей среде праздник, называвшийся в Риме Christus Kyrios, - праздник Господа Иисуса Христа, ставший впоследствии Пасхой. Тогда же у Пасхи помимо годового цикла появился и недельный: воскресный день - это как бы маленькая Пасха, еще одно напоминание о чуде Воскресения.

Праздник Рождества возник позже Пасхи - где-то в середине IV века нашей эры. Впервые он упоминается в знаменитом "Хронографе", составленном в 354 году нашей эры для венецианца по имени Валентин и сохранившемся до наших дней.

"Хронограф" представляет собой богато иллюстрированный календарь, напоминающий своему хозяину о том, какие праздники отмечаются в тот или иной день. В "Хронографе" 25 декабря упоминается и как праздник natalis solis invicti (буквально - "день рождения непобедимого солнца"), и как день Natus Christus in Bethleem - Рождества Христова в Вифлееме.

Почему праздник Рождества стал на Западе (то есть сначала в Риме, а потом и во всем католическом мире) основным? Историки называют много причин, которые, очевидно, дополняли друг друга.

Во-первых, именно в этот день в древнем Риме отмечался день зимнего солнцестояния. Поскольку начиная с конца декабря день начинает удлиняться, римляне рассматривали 25 декабря как праздник "непобедимого солнца". А христиане, как известно, всегда стремились сделать свои новые праздники совпадающими с языческими, чтобы постепенно вытеснить саму память о "крамольных" торжествах, заменив их торжествами богоугодными.


Во-вторых, в четвертом веке для христиан была очень актуальна борьба с так называемой арианской ересью. Ариане верили, что Христос является не Богом, а всего лишь человеком, которого Бог сделал своим "пасынком", чтобы осчастливить человечество. Поскольку догмат "богочеловечества" Христа является для христианства основным, необходимо было закрепить этот догмат в общественном сознании. Ведь если Христос - не сын Бога, то его жертва не может служить искуплением для всего человечества, между тем как именно мысль о спасении через жертву делает Евангелие "благой вестью".

Вот и было решено: ввиду того, что апостолы и евангелисты не оставили никаких свидетельств о точном дне рождения Христа, выбрать таким днем 25 декабря. От борьбы с древним культом солнца, праздновавшимся в тот же день, остались старые молитвы, в которых верующие называют Христа "светом миру" и "солнцем нашим".

Впоследствии время празднования Рождества у западных христиан и части православных стало различаться из-за перехода западных церквей на грегорианский календарь. Но истоки этого праздника - едины, и об этом стоит помнить в первую очередь.

Ставшие для нас привычными элементы празднования Рождества на Западе - елки, французский pere Noel (в буквальном переводе - "рождественский папа") и особенно потребительский подарочный бум - явления на самом деле недавние и церковью не очень одобряемые. Елки появились во Франции, Великобритании, а потом и в России под немецким влиянием (в Германии в древности существовал культ деревьев). Всемирный Санта-Клаус - тоже относительно новое явление, имеющее много местных реинкарнаций (например, во франко-немецкой области Эльзас его роль исполняет Christ Kindel - "ребенок Христос").

Значительно старше традиция рождественских "вертепов" - театральных представлений с использованием кукол, повествующих о Рождестве Христовом. Первый "вертеп", о котором сохранилось документальное свидетельство, был открыт в Праге в 1562 году. Проповедник Игнатий де Лойола приветствовал это начинание, отметив, что любой рассказ о евангельских событиях в понятной для неграмотного народа форме является богоугодным делом. С тех пор вертепы прочно вошли в ритуал празднования, а некоторые вертепы представляют собой настоящие предметы искусства.

Самой же старинной западной рождественской традицией, ныне почти никем не соблюдаемой, является двухнедельный пост и духовная подготовка к Рождеству в специальный период, известный в большинстве стран Запада как Адвент ("Пришествие"). Увы, скромный образ жизни и воздержание вошли в противоречие с насаждаемым средствами массовой информации ежегодным потребительским бумом.

Дмитрий Бабич, обозреватель РИА Новости. 

http://www.rian.ru/analytics/20101224/312887906.html






Просмотров: 861 | Добавил: гость | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:

Форма входа

Поиск

Календарь

«  Декабрь 2010  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031

Наш опрос

Оцените мой сайт
Всего ответов: 52

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0